ДОП дошкольного образования социально-гуманитарной направленности "Фитнес для ума"

Введение
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся,
динамический характер. Система образования должна способствовать тому,
чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили
бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для
детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая
отвечает их требованиям и интересам. В последнее время актуальным
является экологическое направление, художественно-эстетическое и
интеллектуальное.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических
и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается
на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много
методического и практического материала, позволяющего углубленно
работать над развитием определенных способностей
Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского
мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к.
полноценное развитие логического мышления требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, которые
закреплены в словах.
Начинать развитие логического мышления следует как можно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для
пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они
вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними,
но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в
основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному
развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на
развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия,
образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении
образцов
внешних
свойств
вещей
и
их
разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут
служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является
навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не
овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать
задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент
сконцентрироваться на сути проблемы.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов,
приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного
развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся
содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и
правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень
интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого
обучающего и развивающего результата.

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию
детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен
в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного,
волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая
успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные
принципы, как:


интеллектуальное развитие;



создание условий для развития личности ребёнка, его творческих
способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных
технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников –
перехода от традиционного информационно – накопительного метода
обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой
дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей
активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности,
высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более
уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение учебного года в работе с детьми будут использоваться
современные развивающие игры, игры - головоломки, направленные на
развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить

доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете,
самостоятельно приобретать знания.
Возрастные характеристики развития детей 4-5лет.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он
является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного
развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется
характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и
коммуникативные способности. В среднем дошкольном возрасте физические
возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация,
движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется
постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в
целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по
сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей
4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не
была чрезмерной. В этом возрасте происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому
на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами
детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и
ситуации чистого общения. Появляются тематические ролевые игры. Игра
становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и
групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. В течение среднего
дошкольного периода значительно улучшается звукопроизношение, активно
растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше.
Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко
выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок
уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции,
пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы
взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим
строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить
сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно
запоминать, память носит в основном характер непроизвольного
запоминания. Все интересное для ребенка запоминается, само собой. Трудно
запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным
образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и
открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети
активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что
проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся
получить новую информацию познавательного характера.
Цель программы – развитие логического мышления, памяти, внимания, как
основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:


Обучение пониманию и решению логических задач.



Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.



Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.



Развитие математических представлений о геометрических фигурах и
их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.



Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз
– рука».



Формирование
умения
понимать,
прослеживать
причинноследственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их
основе.



Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков
речевого общения.



Развитие
у
детей
навыка
самоконтроля,
самооценки,
самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в
игровой и творческой видах деятельности.



Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать
друг друга, договариваться между собой в процессе решения
различных задач, умения работать в парах.

Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста
приемами логического мышления.
Критерии оценки усвоения программы
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по
группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно

делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между
ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их
описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно
большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он
наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей
работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и группе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как
сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно
устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их
существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но
испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к.
не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и
наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с
заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен
составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать
умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего
внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но
испытывает трудности при работе в группах.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Режим занятий – 1 занятия в неделю во второй половине дня после
дневного сна продолжительностью 20 минут с перерывом на динамическую
паузу.
3 занятия в месяц.
Количество детей – от 15 человек.
Формы и приемы работы:
 игра;
 самостоятельная деятельность детей;
 игра-путешествие;
 рассматривание;
Структура занятий
 Разминка.
 Основное содержание занятия – изучение нового материала.
 Физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика.
 Закрепление нового материала.
 Развивающая игра.

2. Содержательный раздел
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать
между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части
предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака
– ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к
платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный –
горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из
счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия
предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие
детей.
Совершенствовать
ориентировку
в
пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный –
короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе
и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и
различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из
группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди
все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их
свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять
бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими
понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять
словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь,
картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок
в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их
существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное
оперирование ими.

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение.
Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях
(например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то,
что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть).
Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья
качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование
Месяц/
неделя

Кол-во
занятий

Тема занятия

Цель, задачи

1 неделя

1

«В гостях у Колобка и
лисы»

2 неделя

1

«Умный Гномик»

3 неделя

1

«Пчелка Майя»

– учить детей выделять один или
несколько предметов из группы по
определенным
признакам;
– развивать наблюдательность детей.
– учить детей выявлять закономерности;
–
расширять
словарный
запас;
– учить составлять описательный
рассказ, пересказывать.
– учить детей мысленно распределять
предметы по группам по их свойствам;
– способствовать
обогащению
словарного запаса детей, расширять
бытовые
знания,
– закреплять обобщающие понятия,
свободно оперировать ими

1 неделя

1

«Угощение для
медвежат».

2 неделя

1

«Подскажи Незнайке»

3 неделя

1

«Что сначала? Что
потом?»

1

«Путешествие ежика»

Октябрь

Ноябрь
Развивать умение сравнивать предметы
по 2-4 признакам; подведение к
пониманию отрицания свойств.
Развивать
умение
характеризовать
признаки определенных геометрических
фигур.
– учить мысленно соединять в единое
целое части предмета.
– учить детей выявлять закономерности;
–
расширять
словарный
запас;
– учить составлять описательный
рассказ, пересказывать.

Декабрь
1 неделя

- учить детей мысленно устанавливать
сходства и различия предметов по

2 неделя

1

«Строим дом»

3 неделя

1

«Где спрятался
Джерри».

2 неделя

1

«Занимательные
задачки»

3 неделя

1

4 неделя

1

существенным
признакам;
– развивать внимание, восприятие;
– совершенствовать ориентировку в
пространстве.
Развивать
ориентировку
в
пространстве;
учить
сопоставлять
палочки по длине двумя способами.
– развивать внимание, восприятие
- Развивать логическое мышление,
умение кодировать информацию о
свойствах предметов с помощью знаковсимволов и декодировать её.

Январь
– учить детей выделять один или
несколько предметов из группы по
определенным
признакам;
– развивать наблюдательность детей.
 - Развитие мыслительных операций:
«Противоположности»
анализа, синтеза, сравнения, сериации,
отрицания, обобщения и ограничения.
 - Развитие сообразительности,
находчивости, внимательности и
настойчивости.
«Найди треугольник» - Закрепление знаний о геометрических
фигурах, их свойствах, отличительных
признаках через обследование формы
зрительным и осязательно-двигательным
путем.
 - Развитие умения анализировать
простые изображения, выделять в них и
в окружающих предметах
геометрические формы

Февраль
1 неделя

1

«Верху, внизу»

2 неделя

1

«Сравнение по
ширине»

3неделя

1

«Круглое»



- Уточнить пространственные отношения
«вверху»,
«внизу»,
«верхний»,
«нижний», тренировать умение понимать
и правильно использовать в речи слова,
выражающие эти отношения.
Уточнить
пространственные
отношении
«шире»
«уже»,
сформировать
умение
сравнивать
предметы по ширине путем приложения
и наложения, тренировать умение
понимать и правильно и использовать в
речи слова «широкий!, «узкий»
- Закрепление знаний о геометрических



фигурах, их свойствах, отличительных
признаках через обследование формы
зрительным и осязательно-двигательным
путем.
- Развитие умения анализировать
простые изображения, выделять в них и
в окружающих предметах
геометрические формы

Март
1неделя

1

«Внутри, снаружи»

2 неделя

1

«Отгадай фигуру» 
(квадрат)



3 неделя

1

«Сравнение по
толщине и высоте»

1 неделя

1

"Будь внимателен".

2 неделя

1

«Повтори узор»

Уточнить понимание смысла слов
«внутри» , «снаружи» и грамотно
употреблять их в речи; тренировать
мыслительные операции, анализ и
сравнение, развивать внимание , память ,
речь, фантазию, воображение, мелкую
моторику рук и мимику лица.
- Закрепление знаний о геометрических
фигурах, их свойствах, отличительных
признаках через обследование формы
зрительным и осязательно-двигательным
путем.
- Развитие умения анализировать
простые изображения, выделять в них и
в окружающих предметах
геометрические формы
Уточнить понимание слов «толстый » ,
«тонкий» , сформировать умение
сравнивать предметы по толщине 2
Сравнение по толщине Уточнить
понимание слов «высокий » , «низкий» ,
сформировать
умение
сравнивать
предметы по высоте, представление об
упорядочивании по высоте нескольких
предметов , развивать глазомер

Апрель



- учить детей мысленно устанавливать
сходства и различия предметов по
существенным
признакам;
– развивать внимание, восприятие;
– совершенствовать ориентировку в
пространстве.
развитию
умения
запоминать
расположение предметов на листе.
- Развитие умения анализировать
простые изображения, выделять в них и
в окружающих предметах

геометрические формы
3 неделя

1

«Узнай фигуру» 
(прямоугольник)



- Закрепление знаний о геометрических
фигурах, их свойствах, отличительных
признаках через обследование формы
зрительным и осязательно-двигательным
путем.
- Развитие умения анализировать
простые изображения, выделять в них и
в окружающих предметах
геометрические формы

Май
1 неделя

1

«Сравнение по
величине»

2 неделя

1

"Чего не хватает"

3 неделя

1

"Найди игрушку"

Итого : 24 занятия

Уточнить понимание слов «длинный» ,
«короткий» закрепить сравнение по
длине , сформировать представление об
упорядочивании по длине нескольких
предметов , развивать глазомер
– учить детей выявлять закономерности;
–
расширять
словарный
запас;
– учить составлять описательный
рассказ, пересказывать.
– учить детей выделять один или
несколько предметов из группы по
определенным
признакам;
– развивать наблюдательность детей

3 Организационный раздел
Методическое обеспечение программы
Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством
достижения
заявленной
цели
программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его
интересным,
занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди
которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе
наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для
развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме
сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид
деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает
трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу,
действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно
или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
- дидактические;
- развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
- игры на развитие пространственного воображения;
- игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и
пространственные представления, но и творческое воображение,
представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
- чистоговорки;
- загадки;
- логические задачи.
3. Пальчиковые игры (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую
моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).

Литература.
1. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,
1997.
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних
детей). М., 1984.
3. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.
М., 2008.
4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
5. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
7. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
8. Светлова И. Логика. М., 2007.
9. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией
Столяра А.А. Москва, 1991г.
10.Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
11.Никитин Б.П., Носова Е.А «Ступеньки творчества или развивающие
игры».,
12.Непомнящая Р.Л. «Логика для дошкольников» — пособие. Санкт –
Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
13.Просветов Г.И. «Измеряем и сравниваем», Москва, 2013г.
14.Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология
интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1996г.
15.Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического
мышления»
16.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р.,
2000г.
17. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».